[personal profile] menx

Прошло уже пару недель как мы вернулись. Я повторил рассказ про поездку уже раз 10 на русском, 2 раза на немецком и один раз на английском. Так что вся информация в голове уложилась, все факты подогнаны, все события приукрашены достаточно, чтобы можно было теперь и здесь поделиться.

У детей как всегда неожиданно наступили каникулы, а у меня, соответсвенно, и столько же скропостижно, отпуск. Собрание членов семейного совета решено было посетить Рим.. Но не как раньше, в сопровождении и бегом, а самостоятельно, с расстановки и вдумчиво (ну насколько это возможно у нас). На Рим отводилось 4 ночи, а позднее добавилась еще одна ночевка промежуточная ночевка где-нибудь посередине пути. Данная середина пути выпала на озеро Комо, хотя, как потом выяснилось, это была не совсем середина. Зато место выглядело потенциально привлекательным, хотя и сравнительно дорогим. Близось к дате поездки осложняло бронирование приличного и недорого отеля. Собственно главной задачей было получить отель с завтраком, дабы утром не заморачиваться поиском еды, что у нас, в следствии большого расхождения во вкусах и требованиях к еде, в ста случаях из ста вызывает непредолимые трудности. А когда уже все сервировано и оплачено, то как бы уже и не отвертишься – приходится есть то, что дают. И такой отель нашелся. Далеко не предел мечтаний по удобству, зато с замечательными отзывами про завтраки, сравнительно недорогой и практически прямо на берегу озера. Да еще и с парковкой обещали помочь за совсем смешные деньги.

День первый - Комо.

Итак, утром 14 февраля путешествие стартовало. Стартовало оно конечно не так рано как хотелось бы, но задержка в один час особо ничего уже не решало. Первый участок пробега до Комо составлял чуть больше 500 км, что должно было уложиться в 5 часов с учетом пробега на повышенных скоростях по Германии и всех необходимых пауз. Поездка выдалась весьма необычной. Фото подтверждений нет, но за время пути мы встретили почти все возможные погодные аномалии: дождь, снег, ярчайшее солнце в глаза, гололед, туман с почти нулевой видимостью, ливень. Таким образом подъезали к гостинице только в районе 16 часов в состоянии слегка накрапывающего дождика. Отель нашли быстро, зато ресепшн был закрыт на ключ. Спустя полчаса появился таки служитель. Первым делом нас порадовали тем, что хотя отель называется B&B (что означает Bed&Breakfast), как раз второй части названия мы не получим. Нет у них завтраков. Вернее они таки есть, но только с июня по сентябрь … о чем на странице резервации не было ни слова. Это было совершенно не объяснимо. Я понимаю когда нет смысла готовить на 2-3 постояльцев, но отель был почти полностью заполнен … Потом консъерж полчаса зачитывал нам правила общежития. Кровати односпальные, но двухярусные. Приходить позже 10 нельзя. Принимать душ после 10 нельзя. Разговаривать позже 10 нельзя. Дышать кажется тоже, хотя до конца не уверен. Только вот интернет был, наредкость, для отелей, сильный и устойчивый. Вообщем гулять по Комо мы отправились уже довольно поздно. Стемнело, хотелось есть, да еще и на утро надо было место розыскать для завтрака … и мы пошли в город. Город сравнительно большой, но историческая часть очень маленькая. В сумерках местами выглядело очень даже неплохо. А вот побережье озера было сплошь ограждено сеткой, так что к набережной подойти было нельзя. Мы тут же вспомнили нашу годовалой давности поездку в Локарно и Лугано (города находятся в удаленнии 30 км по другую стороны границы), где как раз прогулка по набережной оставила у нас самые сильные и приятные впечатления. Вроде такое небольшое расстояние, а какая разница :( Но неприятно моросящий дождь, накопившаяся усталось и голод загнали нас чуть ли не в первое же едальное заведение, встретившееся по пути. Согласно чеку заведение называлось “Ariston Bar”. Сначала выглядело все неплохо, но на деле было много суеты, много показухи, меню почему-то только частично переведенное на русский и не очень качественная еда в очень скромных порциях. К тому же горячее принесли чуть ли не через 10 минут после заказа, что вызывает подозрения в свежести готовки. Чаевые взять разумеется не забыли, причем по 2 евро с человека. Согласно отзывам TripAdvisor мы не одиноки в печатлениях от ресторана. (Кстати про опыт пользования TripAdvisor позже расскажу). Прогулки решили дальше не продолжать и двинулись в сторону отеля. К сожалению ничего приличного для завтрака не нашли, решили положиться на удачу. Надо сказать, что хотя отель (а наверное лучше его все же называть хостел) был практически полностью заполнен, мы пользуясь удобствами в корридоре ни разу никого там не встретили – наверное пришли слишком рано в неурочное время. Рано легли, чтобы пораньше отправиться дальше.

День второй и последующие - Рим.

Просыпаюсь, открываю ставни – ливень. Нет не ливень – снег. Вернее, все сразу и вместе и холодно. Быстро собираемся, машина стоит за углом, сначала хотим оставить машину и пойти позавтракать и чуть погулять. Пока доходим под зонтами до машины превращаемся в гигантские мокрые сугробы. Передумываем и решаем сваливать оттуда поскорее, а завтракать уже где-нибудь в сухом месте по дороге. Татьяна по пути к выезду хочет все же добраться до пары достопримечательностей хотя бы на машине. Завожу машину и тут же выясняется, что отказала почти вся электроника. Похоже машина за ночные ненастья так отсырела, что все отключилось. Вернее что-то конечно работает, но кроме регулирования громкости больше ни на что не реагирует. Хорошо хоть едет. Сплошное растройство. Это ж мы только считай выехали и меньше полупути сделали. По дороге выясняется, что город представляет собой сплошное односторонее движение, поэтому выискивая памятники делаем три круга вокруг города. Каждая остановка как стихийное бедствие. Ни машина, ни мы, ни зонты высохнуть не успевают. Под ногами трех-четырех сантиметровый слой снежно-водного желе. Ботинки моментально намокают насквозь. Сделав несколько кадров, мы сдаемся и уматываем по направлению к Риму. Ура! Через 5 км кончается дождь, через 50 км начинают работать кнопки, еще через 50 км оттаивает тачскрин. Нам предстоит сделать еще 700 км. Тут то мы наконец понимаем, что допустили небольшую ошибку в планировании. И не потому что Комо нас так “удачно” встретил. Просто в первый день, пока свежие, надо все же делать большую часть пути.

В Рим ехали долго, больше 7 часов. Кстати изначально предлагалось два варианта пути: через Швейцарию или через Австрию. Я поискал и нашел калькулятор для расчета платы за автобаны (Вот он на всякий случай от Michelin). Получалось, что через Швейцарию дорожные сборы составляют 45,80 евро, а через Австрию 57,70. Плюс швейцарская виньетка стоит 35 евро, а австрийкая всего 8,7. Казалось бы через Австрию выгоднее, и несколько дешевле, но дорога чуть длиннее и австрийская виньетка всего на неделю, в то время как швейцарская на год … а туда мы ездим значительно чаще раза в год. Так что для нас этот путь выгоднее. Хотя, в дороге оказалось, что, вследствии нестабильной экономической ситуации в Европах (швейцарский франк вырос к евро), виньетка теперь стоит 42 евро. Так вот автобан А1, по которому пролегала большая часть пути оказался великолепного качества. Редко в Германии найдешь подобные. Чего не скажешь о заправках. Заправки, даже в крупных центрах просто убогие и грязные. И не дают самому заправляться. Только остановишься, тут же подбегает мужик и сует пистолет в бак, начиная заправлять даже не спрашивая, что именно тебе надо. А мне ко всему прочему еще и не на всех заправках можно заправляться (фирма у нас платит за бензин). Поэтому приходилось отгонять этих горе заправщиков от машины пока не разберусь со способами оплаты. А потом смотрят на тебя как побитая собака выпрашивая чаевые. Незадолго до Рима машина обрадовала, что пора масло долить и воды для омывателя. Поскольку марку масла я не знал, то попробовал хотя бы от одного предупреждения избавиться и докупить воды. На весьма солидной заправке воду продавать отказались … “по вашей карточке только от 10 евро продаем”. А масло я уже на обратном пути только на второй заправке смог найти. Мужик сделал все сам – мне не пришлось пачкаться. Правда потом оказалось, что пробил он мне его как бензин, так что теперь с отделом отвечающим за машины еще возможно предстоит разбираться. Вообщем те еще работнички. А еще на итальянских автобанах камеры стоит интересно. Это видимо новые системы – камеры смотрят не вперед на тебя против потока, а сзади по ходу движения. К счастью есть программка Blitzer.de которая знает почти все стационарные камеры в европе. И на этом автобане A1 звоночек срабатывал постоянно, мне показалось каждые 20-30 км. Так что финансовые результаты поездки буду подводить окончательно только через полгода :).

Рим. Подъехали около 17 часов. Движение мне сразу напомнило Питер. Я так уже отвык от такого стиля езды … и главное, что через центр то не ехал, по окраинам все крался, и всего минут 20 по городу дорога заняла. Но за это время меня три раза подрезали, два раз при повороте налево кто-то становился рядом на встречный ряд и поворачивал из него одновременно со мной, пару раз чуть не задавил перешеходов, а один раз видел женщину идущую между машинами на проезжую часть. Она была еще сравнительно далеко и я успевал проехать мимо, но в последнюю секунду оказалось, что она везет перед собой каляску с ребенком, которая за пять метров до машины появилась прямо на пути. Еле успел среагировать. Причем ни о каком пешеходном переходе речи не шло … прямо посреди дороги. Совершенно отмороженные люди. Закончилось все хорошо - в закрытом от посторонних дворике нашей гостиницы.

Про гостиницу можно много говорить. Но скажу, что это пожалуй практически лучшая гостиница, где мы останавливались за последние годы. Очень странно, что у нее всего три звезды. Отель называется Romoli Hotel. Находится он не в самом центре, но путешествуя с машиной это практически лучший вариант, поскольку с парковками в Риме очень напряженно. У отеля своя огорожденная и охраняемая парковка во дворе. К тому же и совсем недалеко от центра. По настоящему 10 минут небыстрым шагом до метро “Furio Camillo” или 50 метров до автобусной остановки, от которой автобус через 20 минут привозит на площадь Венеции. Правда первый раз до метро прогуляться все же придется – автоматы по продаже билетов 100% найти можно только в метро. Еще несколько видел по городу раскидано, но безо всякой системы. Проезд стоит 1,50 на 100 минут. Т.е. можно сесть в метро и продолжить путь потом на автобусе (обратный вариант не прокатывает). Есть пару вариантов многоразовых, но если собираетесь ходить в основном пешком, но получается не выгодно. А город сравнительно небольшой. От одной стены до противоположной можно дойти за полтора часа примерно. Так что и до отеля реально пешком при необходимости дойти можно. Так вот гостиница небольшая, уютная, номера большие и чистые, без признаков разложения и ремонта. Из нашего окна вид на соседнее красивое здание и на лимонное дерево (можно посмотреть на фото). Очень дружелюбный персонал, среди которого есть русскоговорящий товарищ. В стоимость включены завтраки. Простоватые и несколько однообразные, что за 4 раза успели поднадоесть. Но во первых голодным не останешься, а во вторых их скрашивали просто замечательные теплые разнообразные плюшки. Вообщем, на мой взгляд отель стоит твердых 4х звезд (может правда стоил бы тогда больше). Но все это удовольствие получили мы почти по такой цене цене, что и наиотстойнейший отель в Париже. 4 ночи два дабла стоили 600 нам евро.

Пока разместились, распаковались, переоделись, первых вечер в Риме подходил к концу. Было около 6 и жутко хотелось есть. Пошли в сторону метро, найти какое-нибудь место поприличнее и потом отправиться в центр. Конечно, последующие дни показали какую большую ошибку мы сделали. Но мы только приехали, ничего тольком не знали и шишки набивали прямо по живому. Довольно быстро выяснилось, что приличные рестораны закрываются в 15 и потом снова открываются в 19:30. Нам оставалось гулять больше часа до открытия, а питаться пиццами на вынос не было никакого желания. В надежде найти что-нибудь приличное и пораньше двинулись пешком вдоль ветки метро к центру. По дороге нашли парочку заведений вполне пригодных по цене, но тем не менее закрытых. Передвигаясь от одной вывески до другой за час добрались до Porta Giovanni и решили вернуться на метро обратно, в одну из найденных точек как раз к открытию. Откушали в таверне “Le Due Plame”. Стоимость умеренная, кормили хорошо (даже не сравнить с Комо). Татьяна взяла рыбу с непонятным названием, принесли большую рыбу, даже очень большую. Правда, с каждым моим рассказом, рыба как в рыбацких историях постепенно увеличивалась в размерах. Так что на сегодняшний день она достигла полуметра в длинну. Но была вкусная, – мы все помогали ее доесть (еще бы, до таких размеров за две недели вырасти). Корочее спасла нас эта таверна от полуголодной смерти. А ошибка наша заключалась как раз в том, что именно в центре есть специально туристические рестораны, которые открыты без перерывов и которые стоят даже дешевле этой таверны. В этом Рим значительно отличается от других крупных городов, где в центре получаешь услуги по сильно завышенным ценам. Хотя и тут не все так просто.

Раз уж начал едальную тему, расскажу все сразу. Есть две новости, как всегда хорошая и плохая. Начну с плохой. Не все что блестит золото. На второй день, уже зная, что в 15 все закроется, но еще не зная, что есть и альтернативы, мы, находясь рядом с площадью Венеции нашли одно заведение, которое нам показалось знакомым по предыдущей поездке и где нас довольно неплохо обслужили. Хотя выглядело оно несколько обшарпано, но народу было достаточно много. Мы тем не менее сели и что-то заказали: я и Аня пасту, Татьяна суп и кофе (с подачей позже в конце), а вот Катя ничего не могла выбрать. После наших уговоров взять хоть что-нибудь она заказала тарелку жареной картошки. Дальше начался цирк. Картошку и кофе с грязной ложкой принесли сразу через 2 минуты. А потом еще через 10 минут принесли только мне тарелку с макаронами. Блюдо, кстати, стоило аж 10 евро, при том, что в других местах мы видели, что паста стоит от 6,5 до 9 евро максимум. А тут лежало макарон примерно по евро за штучку и все плавало в каком-то желтом соусе. Я начал возмущаться размер порций. Официантка сразу же начала на нас орать. Я попытался отменить весь заказ, сказал, что плачу только за картошку и кофе. Официантка совсем вышла из берегов. Мы встали и пошли к выходу. Сунул по дороге какому-то официанту пятерку и мы пошли дальше. Официантка выскочила за нами и начала орать, что сейчас же вызовет полицию. Переговоры ни к чему не привели, мы развернулись и пошли прочь. Она там что-то, по видимому, оскорбительное проорала вслед. Так вот заведение называется “Antico caffe Castellino”. Находится в самом центре Рима и ничего более отвратительного я не видел. Никогда никому туда ходить нельзя. А теперь в чем удобство TripAdvisor. Вечером нашел я это место. Обычно у всех кафе есть несколько отрицательных отзывов, нельзя угодить абсолютно всем. Но я первый раз вижу, чтобы количество отрицательных отзывов было значительно больше чем положительных. И воспользуйся мы этим сервисом прежде чем прийти туда, мы бы ни за что в жизни там не остановились. Но тут возникает проблема с дешевым интернетом в роуминге. Такого нет, и далеко не все кафе предлагают бесплатный WiFi. А то это довольно удобный сервис для нахождения едален в округе. На цену правда сложно полагаться, но хотя бы по отзывам можно о чем-то судить. А теперь хорошая новость. На следущий день, совершенно случайно, в 5 минутах ходьбы от плохого кафе, в 50 метрах от Пантеона мы обнаружили совершенно замечательное место, к тому же работающее без перерывов. Нам место так понравилось, что мы там ужинали два дня подряд. Кафе называется “Taverna del Seminario”. Совершенно правильное место и по TripAdvisor. Великолепно говорящая по английски официантка быстро и качественно нас обслужила. А на второй день мы взяли по туристическому меню, которое стоит 15 евро с учетом чаевых и состоящее из четырех блюд: закуска, две смены горячих и десерт. С напитками вышло 72 евро, но оно того стоило и даже чуть с перебором. Надо добавить, что эта таверна далеко не единственное подобного рода приличное место и даже не самое дешевое. Мы на третий день перекусывали в другом месте где нескольк видом супов давали за 4 евро. Но всюду есть фиксированные обязательные чаевые, как правило 1,5 евро. Кое где 2 (видимо по принципу чем хуже заведение тем больше чаевые). Все они находятся в небольшом удалении от центра. Мы кстати обедали и ресторане прямо у Коллизея – тоже весьма прилично и недорого. Хотя конечно есть и пафосные места … вообщем в Риме с едой проблем нет, - есть на любой вкус и кошелек.

С погодой нам очень сильно повезло. В первый день, тот который на следующий день после приезда, обещаны были дожди и 13 градусов. Мы целый день протаскались с зонтами, но те две жалкие капли никак не могут тянуть на продолжительные дожди :). Второй день был даже жарким, до 19 градусов. Потом чуть похолодало, но дневная температура была в районе 15 градусов. К вечеру становилось, конечно, значительно прохладнее, но все равное приятно.

Первый день мы начали с попытки попасть в Ватикан. Выйдя из метро мы попали на середину очереди которая раз 5 извиваясь в 3-4 ряда стояла вдоль стены. Конец очереди начинался как раз вровень с входом на площадь святого Петра. Решили ограничиться собором. Хмм, очередь начиналась практически в том же месте где был вход, т.е. огибал всю площадь по периметру. По дороге нам было неоднократно на всех языках предложено посещение музея с входом без очереди. Начинались цены от 50 и самое дешевое предложение было 36 с человека. Оригинальная стоимость от кассы при этом 16 евро. Есть, кстати, совершенно официальная возможность и попасть в музей без очереди и значительно дешевле. Ватикан продает билеты в онлайн с наценкой в 4 евро на билет. Платишь, распечатываешь ваучер (спасибо персоналу отеля), подходишь к назначенному времени к кассам и получаешь без очереди билеты и идешь в музей. Чем в последний день и воспользовались. Специальных планов на день не было и мы целый день гуляли. Прямо в самом центре Рима встретили немецких знакомых. Вечером попытались самостоятельно найти “Уста Истины”. Я их помнил только по фильму с Одри Хэпберн, и там, по моим воспоминаниям, они находились в каком-то очень оживленном месте на какой-то площади. Пришлось воспользоваться помощью зала. Катя напряглась, вспомнила все что выучила к тому времени по итальянски и спросила какую-то тетушку в каком то заведении. Что было за заведение мы не поняли, но там кто-то что-то танцевал :). Тетушка с удовольствием нам что-то объясняла, мы кивали, расстались друг другом очень довольные. Единственно что поняли направление движения (было показано рукой) и время до объекта 15 минут. Через 5 минут, с учетом попутного фотографирования окрестностей мы были уже у места. И ровно как 5 минут доступ к месту был уже закрыт. Оказывается только в фильме Уста Истины никому не нужны. В реальности они находятся за решеткой и глаголят истину согласно штатному расписанию с 9 до 18 часов.

Второй день. С утра была поставлена цель – национальный музей Этруссков. Доехали до станции Flaminio, долго читали карту, ошиблись в направлении и долго шли не совсем верным маршрутом. Но поскольку, как я уже заметил Рим город маленький, то мы его таки нашли. Ниже можно полюбоваться на некоторые фото из музея. Я тем временем лежал на солнце в близлежащем парке и загорал. Спустя пару часов, мы все воссоединились. Поступила новая вводная. До конца дня обязательно посетить Пантеон, а мне нужен был фонтан на площади Испании. Опять долго читали карту, опять ошиблись с направлением и пошли через какой-то парк. Но нам повезло, в парке то ли шли приготовление к фильму, то ли к какому другому мероприятию, но там было много людей на лошадях и в исторических костюмах. Было очень занимательно. Правда мы сделали здоровый крюк, но вышли к вилле Медичи. И снова мы с Катей минут 10 обсуждали дальнейший маршрут. Варианта было целых два, правда оказалось что если идти по любому из них, то ровно через 2 минуты они сливались в один. Посидели на лестнице среди толпы перед фонтаном. Посетили правительственную часть города. Пофотографировались на фоне президентского дворца. Ну и напоследок таки посетили Пантеон, где было довольно холодно, где нашли ресторан и где дождались наконец ужина. С чувством выполненного долга вернулись в отель.

Третий день. Аня объявила забастовку. Устала, ноги болят. Последние пару дней мы провели конечно ударно. Ходили много. Все устали. У Ани ноги сильно распухли. Кате надо срочно в Коллизей и Капитолий. Едем каждый по своим делам. Мы на левый берег по церквям, соборам и фонтанам. В поисках нужных примечательностей сделали несколько кругов, что позволило мне достоконально выучить места – с закрытыми глазами найду. Забрались на вершину холма и нашли фонтан “Dell’Acqua Paola Fontain”. Посмотрите на street view – действительно хорошо выглядит. Расположен высоко, не на туристических маршрутах, потому народу немного. Во второй половине дня Татьяна по пути нашла какую то частную картинную галерею, благо опять же рядом с площадью Венеции, я потребовал осмотра развалин, Катя заканчивала с Коллизеем, Аня двигалась из отеля своим ходом в сторону центра. Катя сделал несколько довольно удачных кадров меня. И мы отправились ужинать до отвала.

Четвертый день. Воспользовались таки лазейкой в Ватикан. Я остался отдыхать и на хозяйстве. Хотя и посетил снова площадь Piazza Del Popolo, от которой оказалось идти до площади Испании 5 минут, хотя мы накануне чуть ли не полдня до туда шли кругами. Погулял в парке, посидел на солнце, посетил Пушкина (там в парке стоит памятник ему) и отправился к отелю, где ждала машина. Из Ватикана они конечно опоздали на час. Поэтому отъезд состоялся только в начале четвертого вместо запланированных двух. А ехать было еще 1200 км один махом. Кушать было решено тоже в пути. И тут снова случилось странное. Я не обратил внимание сразу, но навигатор почему-то пересчитал маршрут не по тому же месту, а по автобану E80 вдоль моря. Когда я осознал это было уже поздно. Крюк для возращения на правильный автобан стоил больше чем дальнейший путь. Хотя надо признать, дорога была более романтичная чем через центр сапога. Кстати автобаном это можно было назвать чисто условно. Знак то висел, но вот скорость была ограничена 90 км/ч. Зато камер не было (кажется…:)) Ехал с небольним превышением и однажды обогнал полицию. Начинало уже темнеть, я их сразу не опознал. Опознав сбавил скорость и пристроился впереди. Ехавшие за мной продолжили гонку. Тогда полиция включив сигнал их догнала, встала впереди и следующие 50 км сдерживала колонну. Потом они съехали и погоня продолжилась. Ехали долго, но без особых приключений. Недалеко от швейцарской границы около 12 часов ночи постояли час в пробке. Что там столько народу делало в четверг в 12 ночи я до сих пор не понимаю. Много раз останавливались на поесть, отдохнуть. Так что весь путь занял 14 часов. В 5 утра мы вошли домой, а в 9 я поехал на работу.

Фотографий  получилось безумное количество. Снимали с двух рук и еще с двух телефонов. Татьянин фотик в последний день не выдержал напряжения. Осталась только Анина зеркалка. Кстати о фото. Весь Рим под завязку забит индусами продающими палки для селфи. Практически каждый второй ходит с такой палкой. Индусы начинают продавать с 12 евро, я три раза торговался до 5. Правда когда начинали проверять работоспособность палки, то она почему-то не совместима с Катиным телефоном. Далее фото. Не все, больше смотрите в моих альбомах: Комо, Рим день первый, Рим день второй, Рим день третий, Рим день четвертый, Рим день пятый (Ватикан).